1. Роль
образования в развитии российского общества
Роль образования на
современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и
общественного развития.
В современном мире
значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества
экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого
капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами
образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны
общественности проводимой образовательной политики, восстановление
ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и
всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого
ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает
основные принципы образовательной политики в России, которые определены в
Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в
Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также
Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Концепция взаимосвязана с
Основными направлениями социально-экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры
реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие -
модернизации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика
России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их
мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,
обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
ускорение темпов развития
общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что
вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
переход к
постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение
масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность
приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост
глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества, что требует формирования современного
мышления у молодого поколения;
динамичное развитие
экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости,
определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и
переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли
человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов
национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное,
опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система
образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих
стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем
культуры, науки, образования.
Особое значение имеет
развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного
пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная
поддержка соотечественников за рубежом.
1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле
этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок
личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе
развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой,
становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения
эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним
из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,
благополучия каждого гражданина.
Потенциал образования
должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной
напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального
неравенства.
Многонациональной
российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и
развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и
самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в
сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития
российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно
обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию
в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального
достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния
здоровья.
Необходимо использовать
все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения
родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты,
выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной
поддержки образования со стороны государства система образования должна
обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих,
информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические
и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали
существенное влияние на российское образование, позволив реализовать
академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие
образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие
многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Эти процессы получили свое
отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный
социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения.
Государство во многом ушло
из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной
мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях
образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и
самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное
содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной
школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования
наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных
дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное
образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему
"кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню
квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений
профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в
современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества
все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к
качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего
развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические
проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а
на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в
будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и
организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит
обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение
заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и
результативности педагогического труда.
Должна быть повышена
инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий,
организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании
организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем
внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование
этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях
ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на
одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра
ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки
инновационных школ и других "точек роста" в образовании.
Меры государственной
поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной
власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью
высокого и современного качества работы образовательных учреждений и
организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом
анализе перспективных потребностей рынков труда.
1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской
образовательной политики - обеспечение современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования -
это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может
осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в
области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы
образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования
не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного
ведомства.
Активными субъектами
образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская
общественность, федеральные и региональные институты государственной власти,
органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество,
научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации
образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы
образования.
Для достижения указанной
цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи:
- обеспечение
государственных гарантий доступности и равных возможностей получения
полноценного образования;
- достижение нового
современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе
образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов
привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального
статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной
и общественной поддержки;
- развитие образования как
открытой государственно-общественной системы на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех
участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
Основой современной
образовательной политики государства является социальная адресность и
сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации
образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями национальной экономики, науки,
культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации
образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в
образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться
населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться
органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и
учитываться при проведении модернизации образования.
2. Приоритеты образовательной политики
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской
Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной
социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной
мере.
Правительство Российской
Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические
условия для:
- бесплатности полного
среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и
бесплатного образования других уровней в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации;
- равного доступа всех
граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства
и уровня доходов семьи;
- получения образования в
соответствии с установленными государственными образовательными стандартами,
гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность качественного
образования означает также государственные гарантии:
- обучения на
учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного
оборудования и учебной литературы;
- обучения в условиях,
гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его
психологическую и физическую безопасность;
- социально-педагогической
и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития
ребенка (физических и психологических);
- бесплатного пользования
учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных
библиотек.
Обучающиеся должны иметь
информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат,
осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном
уровне получаемого образования и его соответствии государственным
образовательным стандартам.
Для повышения
объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и
обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего
профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся
системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных
испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов
эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших
учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим
наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а
также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть
установлены дополнительные требования к приему.
Одновременно будет
отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в
старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда.
Для расширения доступности
образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет
разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению
доступности образования на всех его ступенях.
В числе этих мер:
- разграничение полномочий
и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления;
- передача оплаты труда и
обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в
ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных
образовательных учреждений;
- введение адресных
целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и
муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой
социальной защите. Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных
услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы
повышенного уровня;
- создание системы
государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения
возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее
профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита,
субсидии; необходимо также использовать возможности государственного
образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по
специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального
развития государства;
- нормативно-правовое
регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их
использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных
услуг;
- последовательное
увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение
ее до уровня прожиточного минимума;
- стимулирование создания
для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Для обеспечения гражданам
равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего
профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены
предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в
Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и
выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения
соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Важной
организационно-педагогической мерой будет восстановление на современной
технической основе учета детей школьного возраста и создание
государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего
образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским
школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования
будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее
реструктуризации.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим
сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в
общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих
медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами
асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным
психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской
Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью,
асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:
создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских
училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных,
промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
создание
специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали
бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;
рационализация порядка и
процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов
семейного типа;
расширение подготовки
специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике
социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
подготовка и
переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча
по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на федеральном и
региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих
рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация
досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого
становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней
и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными
учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению
педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и
повышению их занятости.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования
- общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и
на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного
естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.
Воспитание как
первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и
развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих
задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования
детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в
решении задач воспитания принадлежит семье.
В целях создания
необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования
планируется:
по итогам проводимого
эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая
продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на
11-12-летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее
2006-2007 годов);
разработать и ввести в
действие государственные образовательные стандарты общего образования и
вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и
возможности общеобразовательных учреждений;
провести оптимизацию учебной,
психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных
учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
o
реальной
разгрузки содержания общего образования;
o
использования
эффективных методов обучения;
o
повышения
удельного веса и качества занятий физической
культурой;
культурой;
o
организации
мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
o
улучшения
организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
o
рационализации
досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и
молодежи;
обеспечить дифференциацию
и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных
стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности
образовательных программ;
более полно использовать
нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических
принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
отработать и ввести гибкую
систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей
ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального
образования;
усилить роль дисциплин,
обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права,
русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и
трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания
выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум
одного иностранного языка;
предусмотреть введение
обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и
обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
создать в системе
профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи,
помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения
реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
отработать в порядке
эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и
старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ
и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ
дошкольного и начального образования);
организовать на селе
систему "школьных автобусов";
обеспечить в рамках
федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования
и др.;
разработать
нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных
учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также
учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить государственную
поддержку школ для одаренных детей;
создать эффективную
государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной
литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов
на создание учебников нового поколения;
обеспечить государственную
поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как
опорным площадкам процесса модернизации образования;
создать независимую от
органов управления образованием государственную систему оценки качества
образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения
эффективности образовательной деятельности.
2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
Государство возвращается в
образование как гарант качества образовательных программ и услуг,
предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными
образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Предстоит существенная
модернизация содержания и структуры профессионального образования в
соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг,
культуры, армии, государственной службы и др.
В качестве основного
фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития
экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и
территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных
потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом
международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит
выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности,
реальную многоуровневую структуру высшего образования.
Результаты прогнозирования
потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального
образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.
Планируется создание
эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие
целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и
профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы,
в том числе и открытию собственного дела.
В числе стратегических
направлений развития профессионального образования особое место занимает
укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры
образовательных учреждений.
Необходимо включение их в
глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов
современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение
качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
Особое внимание будет
уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок,
оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня
народного хозяйства страны.
Наряду с этим уже в
ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к
качеству профессионального образования, в частности:
- переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
- переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.
- переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
- переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.
К этим процедурам должны
быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих
специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить
опережающее развитие начального и среднего профессионального образования,
поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в
высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства.
Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной
подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные
стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции
профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к
потребностям местного рынка труда.
Предусмотреть увеличение
их финансирования, в частности для создания современной учебно-методической и
информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ,
издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит
отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего
образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях,
обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ,
вертикальную мобильность их учащихся.
Серьезному реформированию
подлежит система управления профессиональным образованием. Необходимо
обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального
центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования
всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений
начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два
уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность
передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.
Для достижения нового
качества профессионального образования будет осуществляться:
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
- устранение сегментации
профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой
информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в
подготовке кадров;
- оптимизация перечней
профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
- структурная и
институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети
его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего,
среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной
многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;
- радикальное улучшение
материально-технической базы профессиональных учебных заведений;
- информатизация
образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий
открытого образования;
- углубление в высшей
школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными
высокими технологиями;
- повышение статуса
вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества
подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного
обновления содержания профессионального образования;
- интеграция
университетской, академической и отраслевой науки;
- разработка в рамках
Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты
России";
- осуществление
государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением
порядка и форм такой поддержки;
- формирование условий для
непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих
ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней
профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного
профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку
населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
- сосредоточение
переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях
начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора
и наличия центров службы занятости;
- обеспечение участия
работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального
образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся
с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами),
в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке
кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;
- организация на базе
гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования
общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям
инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание
межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования
научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут
расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в
форме грантов на конкурсной основе.
Основная цель
профессионального образования - подготовка квалифицированного работника
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной
работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Решение задачи коренного
улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников
в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет
определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия
академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских
кругов.
2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации
образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики,
государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до
необходимой потребности.
Важными элементами
формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития
образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования
отрасли, должны стать:
введение нормативного
бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального
образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и
необходимых условий образовательного процесса;
разработка
дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений
(организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования,
отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
создание системы
государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из
малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими
профессионального образования;
выделение средств на
развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение
учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и
информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных
ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности
межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
развитие механизмов
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого
использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных
уровней;
стимулирование
соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального
образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования
на контрактной основе;
нормативно-правовое
обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе
на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных
учреждений и организаций;
последовательная
реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении
казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности
финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их
финансово-экономической ответственности;
создание условий для
привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация
льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе
образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том
числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного
спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений,
стимулирования инновационных образовательных процессов;
создание на базе
образовательных учреждений (особенно в сельской местности)
культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных
центров;
поддержка профильного
учебного производства на базе образовательных учреждений;
предоставление возможности
использовать средства Федеральной программы развития образования для
финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных
образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих
бюджетов.
Система образования должна
быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на
постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные
интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные
потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу
для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий