Все
дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что
не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет
ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь
наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать
ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое
лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения,
типичного для ребенка.
Иногда можно принять за ложь фантазии
ребенка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблему?
·
При
всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и
реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмена интересно, но он ненастоящий, его
придумал писатель, а потом сняли фильм».
·
Постарайтесь
не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не
спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились,
что произошло?»
·
У
ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно
только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых
ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже
есть?
• Если
ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
• Если
вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень
интересную занимательную историю», – давая ему понять, что отличаете ложь
от правды.
• Никогда
не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что
это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
• Упорное
вранье – сигнал того, что ребенок сильно не уверен в себе, он испытывает
потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
• Если
обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда
поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно
сделать».
Рассказывая друзьям о своих новостях,
один семилетний ребенок нарисовал такую картину: «Сначала мы долго-долго ехали
в поезде, потом летели на самолете, потом дядя Вова вез нас на красной машине,
потом еще ехали на лошадке и наконец приехали к бабушке». Вот такое путешествие
к бабушке… которая живет в соседнем микрорайоне.
Откуда
такие фантазии? От внутренних нереализованных желаний ребенка, от воображения,
вырывающегося за пределы обыденности, от бурно развивающейся фантазии.
Что делать…
• Поддержать.
Дать понять, что вы разгадали в этом придуманную историю, но поддержать идею и
предложить всем детям отправиться в длительное путешествие, то есть
организовать игру. Это в определенной мере уравняет возможности всех детей,
создаст атмосферу сотворчества, сопереживания и, конечно же, придаст новый
импульс для развития воображения.
• В
ходе совместного обсуждения выбрать направление путешествия (куда отправимся) и
изготовить плакат с темой путешествия.
• Записать
идеи о том, что дети хотят увидеть, узнать и как, на их взгляд, это можно
сделать. Поместить записи в приемной для ознакомления с ними родителей.
• Вместе
с детьми написать печатными буквами план и повесить его на видном месте.
• Следовать
плану, отмечать действия, достижения, полученные знания записями рассказов,
рисунками и т. п. материальными свидетельствами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий