среда, 30 сентября 2015 г.

Модель работы психолога с детьми «группы риска».

Проблема работы с детьми “группы риска” в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально-значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться подросткам, и ее неумением их преодолевать. Это приводит к проявлению отклонений в поведении, которое в психолого-педагогической литературе обозначается различной терминологией: “трудные дети”, трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети “группы риска”, дети с девиантным поведением и т.д.
Актуальность данной проблемы возрастает также в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей, детей из “неблагополучных” семей, которые, попадая в “неблагоприятную среду”, нередко становятся на путь правонарушений и преступлений.
В современной психологии доказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким,  лишь в процессе развития человека как личности, возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.
Поэтому работа с детьми «группы риска» - один из самых актуальных аспектов работы педагога – психолога. Это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов,  психологов.
Целью данной работы является создание модели психологического сопровождения  детей «группы риска».
Задачи:
1. Определить  основные теоретические подходы  и сущность понятия «дети группы риска»;
2. раскрыть категории детей группы риска;
3. рассмотреть основные направления деятельности в работе с детьми «группы риска»;
4. разработать критерии эффективности работы психолога с детьми «группы риска»
Как известно, многим детям  свойственны  временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются  усилиями родителей, педагогов. Но есть дети, поведение которых выходит за рамки допустимых  шалостей и поступков, поэтому работа с ними протекает с затруднениями. Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках был актуален во все времена. Так, в 20-30 годы прошлого столетия им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы.  - П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.  Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии  трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) [1]. 
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем.  Анализируя теоретические подходы можно сказать, что авторы брали за основу социальные или биологические причины.
Таким образом, мы сформулируем рабочее  определение понятия дети «группы риска». Итак, это  такая категория  учащихся, которая в силу  личностных, социальных, физических особенностей, подвержены большому риску психологической или социальной  дезадаптации.
Когда говорят о  «группе риска»,  чаще имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.  Дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Причины включения детей в «группу риска»  неодинаковы. Трудности школьников обуславливается тремя основными факторами: [2].
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.
Основные причины трудностей  в воспитании  отдельных школьников  лежат  в неправильном  отношении в семьях, просчетах школы, изоляции от  товарищей, средовой дезадаптации, стремление утвердить себя  любым способом, в любой  малой группе.  Часто действует совокупность, комплекс причин.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет говорить о многообразии классификаций детей «группы риска». Многие специалисты  к данной категории обучающихся  относит  детей  с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенных детей, детей  с задержкой психического развития, детей с проблемами в развитии (олигофрены), детей с психопатоподобным поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, показало, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями. Специалисты выделяют  4 категории детей «группы риска»: [3].
1. Медицинские критерии (состоит на учете у психоневролога леворукие дети, часто болеющие дети, хронические заболевания внутренних органов);
2. Социальные критерии (уход из дома, малообеспеченная семья,  проблемы адаптации при смене местожительства и.т.д);
3. Учебно-педагогические (стойкая неуспеваемость, пропуски занятий, нарушение поведения, повышенная тревожность и.т.д);
4. Поведенческие (табакокурение, гиперактивность, таксикомания и.т.д.).
С.В Титова выделила  пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска: [5].
1. Одаренные дети;
2. Слабообучаемые;
3. Дети из неблагополучных семей;
4. Больные дети;
5. Педагогически запущенные дети.
В зависимости от положения ребенка в семье в категории детей «группы риска» можно выделить: детей – социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
В качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда в категорию «группы риска»  можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»)[3].
В зависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории  «группы риска»: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости.
Т.о представленные классификации имеют свои основания, в зависимости от поставленных целей. Но несмотря на различие классификаций, общим критерием выделения детей «группы риска» является отклонение от норм поведения принятых в  обществе.
В работе с детьми «группы риска» выделяют несколько направлений деятельности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция.  [3].
Психологическое просвещение включает повышение психологической культуры педагогов, учащихся и родителей, в обеспечении информацией по психологическим проблеме.
Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей. Данное направление помогает выявить детей группы риска (по различным основаниям)
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа опирается на результаты диагностического исследования.
Основным критерием  эффективности работы с детьми «группы риска» мы считаем:
1 Положительные изменения в поведении ребенка.
2 Нахождение личного ресурса  в преодолении диагностируемых трудностей.
3 Наличие позитивных эмоциональных установок.
4 Положительные  взаимоотношения со сверстниками, педагогами
Литература.
1. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы», М.,  изд-во «5 за знания», 2006г
2.Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000, 184 с.
4. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/subjects/18/
5. В.Н. Гуров Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.


Комментариев нет:

Отправить комментарий